Он создает волнение, из которого постепенно появляется красота

Лишь маленькие детали - бабочка,  пара очков, мышиная норка - нарушают то безмятежное спокойствие которое царит в работах японского дизайнера Рюджи Накамуры.

27

Еще будучи студентом Токийского университета изящных искусств и музыки (альма-матер многих известных японских дизайнеров и художников), Рюджи Накамура понял, что архитектура - один из самых сложных видов искусства. Его убеждение в этом росло с годами, особенно в течение тех трех лет, когда он сотрудничал со своим знаменитым коллегой Джуном Аоки, чьи архитектурные творения, по мнению Накамуры, являют собой, скорее, некий вид инсталляций, по крайней мере по своей способности придавать пространству особую атмосферу. «Чем больше на них смотришь, тем красивее они становятся» - так описывает свое впечатление от них Рюджи. Аоки представил Накамуру его первому клиенту - Jin Co., на которого художник продолжает работать до сих пор. Какие бы предметы интерьера ни придумывал Накамура, результат будет чем-то напоминать его стул Hechima 3, когда-то созданный им из сильно вулканизированной фибры. Накамура сам часто смеется над своей зависимостью от этой работы. «Мои идеи просты, но не минималистичны, - говорит он. - Я стремлюсь к гармоничной композиции, которую можно найти в природе». Интерьеры Накамуры подобны однородному пространству, состоящему тем не менее из бесчисленного множества непохожих друг на друга деталей, но при этом регулярно повторяющихся. «Я стараюсь создать волнение, как в реке или в море, из которого постепенно появляется красота», - рассказывает дизайнер.

«СТЕЛЛАЖ»

Одна из самых громких работ Накамуры - дизайн магазина (ins Global Standard в модном токийском районе Кита-Аояма (2007). Пространство, полностью созданное из полок, получило название «Стеллаж». Накамура словно вживил длинную плоскую горизонтальную поверхность прилавка в изначальную структуру помещения, неравномерно установив округлые полки вокруг квадратных колонн магазина. Безусловно, для разных категорий товара - сумок, аксессуаров или очков - понадобились полки разного размера. Повторение элементов, облицованных ореховым шпоном, немного отличающихся друг от друга, придает изящество белому помещению. Накамура привнес в дизайн магазина архитектурные нотки, дублировав формы несущих колонн в самом сердце магазина. «Дополнительные колонны, добавленные мною в интерьер, невозможно отличить от настоящих», - объясняет он свой замысел.

«РАСТЕНИЯ»

Двухуровневый магазин Jin's Global Standard в городе Нагое (2007) представляет посетителям интерьер, который дизайнер назвал «Растения». Пространство, разделенное на две секции - мужскую и женскую, - заставлено усеченными пирамидами, перевернутыми основаниями вверх. Получившиеся фигуры равномерно распределены но помещению, чтобы создать образ дикорастущих кустарников. «Форма этих фигур возникла из желания избежать стеллажей, - говорит Накамура. - И с тех пор, как обычные коробы перестали мне подходить в качестве полок, я переключился на пирамиды». Конструкции, предназначенные для демонстрации сумок, по своим размерам намного больше, чем те, что используются для очков или небольших аксессуаров. В женской секции грани пирамид покрыты тиковой фанерой, а горизонтальные поверхности окрашены в белый цвет. По словам дизайнера, такое сочетание создает более «дружественную» атмосферу, чем в мужской половине, где из тиковой фанеры сделаны горизонтальные поверхности, а витрины-колонны белые лишь с одной стороны - сбоку. «В отличие от дизайна магазина в токийском Кита-Аояме, где я поставил дополнительные колонны, в Нагое я заставил их исчезнуть», - рассказывает Накамура.

«САД»

К созданию концепции пола и стен для проекта «Сад» площадью 330 м2 в Кита-Аояме дизайнера побудило желание его клиента сделать из обычного делового заведения гостеприимное пространство. В Японии гостеприимство связано с природой. Изначальная идея - маленький сад в традиционном японском ресторане - превратилась в проект совершенно иного масштаба. Гнпсокартонные белые стены погружают интерьер в многослойный контурный ландшафт. Накамура, знающий толк в деталях, сделал дверь из вертикальных раздвижных пластин. По всему контурному ландшафту разбросаны 180 фигур Preiser масштаба 1:50.

«НЕОКРАШЕННОЕ»

А вот занимаясь оформлением комнаты невесты, Накамура неожиданно отказался от вроде бы ожидаемых здесь снежно-белых тонов и оставил все пространство естественного цвета светлого дерева. Так родился проект «Неокрашенное». В главном помещении - ресторане, где происходит свадьба, - Накамура использовал классическое сочетание дерева и белой лепнины. Та же лепнина присутствует и в комнате невесты площадью 20 м2, но здесь она неокрашенная, что придает пространству особое настроение. «Оптимальная симметрия» - наиболее подходящее определение для новых элементов интерьера, в котором одна дверь превращается в две, а два окна - в три. Дополнительная стена поставлена напротив окна, отгораживая отдельное пространство, заполненное дневным светом. Концепция симметрии и комната, оформленная деревянными элементами, выполнены с особой тщательностью. Зеркало, двойное, как и дверь, ведущая в подсобное помещение, расположено точно посередине стены. Окна закрыты тончайшей облицовкой, продолжающей «древесную» тему, но тем не менее пропускающей солнечный свет. Деревянные панели скромно прикрывают дверную щель от входа в уборную. Единственное, что ломает симметрию, - мышь; шнур от фена можно пропустить через аккуратную норку внизу стены и подключить к розетке в подсобке.

29

INSECT CAGE

Владелец галереи Эйзо Окада пригласил пять японских дизайнеров, чтобы они пофантазировали на тему обычной коробки для Derail Commissions Series. Так получилась инсталляция Накамуры Insect Cage, демонстрирующая его поиски абсолютной прозрачности. Дизайнерам пришлось работать с обыкновенным коробом размерами 12,1x12,1x10,5 см, в котором все четыре стороны равноценны. В поисках нужной зернистости, толщины линий и количества стенок Накамура тщательно вырезал из бумаги четыре макета. С помощью 3D-npo-граммного обеспечения и лазерной литографии он сделал пятый макет из твердой резины толщиной 0,3 мм, у которого не было видимых швов, и от этого при взгляде на него создавалось впечатление расслоения и прозрачности. «Если бы я смог сделать зернистость еще больше, то достиг бы такой же прозрачности, которую мы можем видеть у струйки дыма», - рассказывает Накамура, демонстрируя достижения современных компьютерных технологий. Короб с линейной 7-миллиметровой решеткой выглядит так, будто он органического происхождения. «Я подумал, что будет еще красивее, если внутри окажется что-нибудь живое», - объясняет свой замысел Рюджи, ежедневно для этого но дороге в галерею ловивший двух бабочек в местном парке. Живое содержимое и его хаотическое трепетание подчеркивали различие между мертвой геометрической формой и хрупкостью маленького существа. Посетителям казалось, что бабочки одновременно и близко, и очень далеко. «У стекла есть некоторая прозрачность, но она иного рода. Что удивительно, со стороны угла короб выглядит еще прозрачнее». За всей простотой, излучаемой проектами Накамуры, лежат четкая концепция и долгие раздумья. С раздражающей педантичностью он пробует всевозможные идеи, каждый раз создавая детальную модель, на что другой дизайнер с целью экономии времени просто не решится. Его маленькая студия в Токио - наверное, одна из самых тихих в мире. Работая при помощи всего двух ассистентов, Накамура создает удивительный микромир гармонии и спокойствия.

30

Текст: Кателяйне Нуйсинк

Фото: Даичи Дно