История оформления витрин
Первые владельцы магазинов пытались привлечь покупателей, либо выставляя напоказ громкие вывески со своими именами, либо демонстрируя продукты в витринах или на столах, расставленных на улице. Так владельцы доказывали, что они открыты для бизнеса и гордятся своей продукцией.
И по сей день, мясники заполняют витрины своих магазинов свежими мясными продуктами, что привлекает покупателей и демонстрирует товар, который можно купить сегодня. Флористы не только выставляют в витринах лучшие букеты, но часто выносят прилавок на тротуар перед магазином, чтобы, используя краски и аромат цветов, заманить покупателей внутрь магазина. Подобным же образом, не используя дополнительных средств на оформления витрины, парикмахеры иногда устанавливают кресло перед стеклянной витриной, и сидящий в нем клиент не подозревает о том, что в эту минуту демонстрирует прохожим чье-то мастерство.
В 1840-х гг. появились новые технологии по изготовлению больших стеклянных листов. Наверное, именно на долю универмагов выпала заслуга продвижения искусства оформления витрин на более высокий уровень — большие витрины использовались как сцены (некоторые даже как театральные), где проходили бродвейские шоу. Сегодня краски, реквизит и наружное освещение во многих случаях затмевают сам мерчандайзинг, роль которого выходит за рамки простой демонстрации товаров и становится формой искусства, заявляющей о себе и побуждающей к действиям. Такие универмаги, как лондонский «Харви Николе», сотрудничают с опытными дизайнерами и художниками для создания привлекающих взгляд схем, в которых мерчандайзинг становится частью художественной работы.
Именно универмаг, с его огромным ассортиментом товаров и большой площадью витого пространства, является пионером в искусстве оформления. Этот феномен появился относительно недавно во Франции. Но даже здесь на протяжении многих лет универмаги существовали только, а столице, в Париже. Аристид Бусико — первый кому пришла в голову идея создания такого магазина.
Ему захотелось создать магазин, предназначенный для продажи самых разнообразных товаров, и чтобы люди могли свободно бродить по этому маленькому «городу в городе». В 1852 г. Бусико открыл первый в мире универмаг «Бон Марше».
Затем концепция универмагов распространилась в США, где открылись первые универмаги, известные и сегодня: «Мейси» («Масу») в Нью-Йорке в 1858 г., «Маршалл Филд» («Marshall Field») в Чикаго в 1865 г., «Блумингдейл» в Нью-Йорке в 1872 г., и «Уона-мейкерс» («Wanamaker's») в Филадельфии в 1876 г.
Наверное, ни один розничный магазин или универмаг не может поставить себе в заслугу создание первой притягивающей взгляд, похожей на сцену витрины, но мы с уверенностью можем говорить о некоторых личностях, которые помогли создать стандарты сегодняшнего визуального мерчандайзинга.
Американского специалиста по розничной торговле Гордона Селфриджа охватило страстное желание воплотить в жизнь концепцию универмага (уже с применением визуального мерчандайзинга) в Лондоне времен правления короля Эдуарда VII. Оставив свою должность директора-распорядителя прекрасного универмага «Маршалл Филд» в Чикаго, он иммигрировал в Англию и прибыл в Лондон, полный идей по созданию долгожданного, целенаправленного и современного универмага.
15 марта 1909 г. воплотилась в жизнь мечта Гордона Селфриджа, которая обошлась ему в 400 тыс. фунтов стерлингов. Универмаг «Селфриджез» стал критерием британской розничной торговли. Его просторные витрины из зеркального стекла были заполнены лучшими товарами, которые только мог предложить владелец магазина. Селфридж произвел революцию и в области визуального мерчандайзинга, оставляя освещение витрин включенным даже по ночам, когда универмаг не работал, чтобы публика могла любоваться товарами, возвращаясь домой из театра.
Селфридж с особой тщательностью продумывал дизайн магазина. Он также придумал несколько новшеств для удобства покупателей, в том числе фонтан с содовой, возле которого можно было отдохнуть и пообщаться, и комнату, где царила полная тишина. Он не пропускал ни единой возможности привлечь покупателей. Когда в июле 1909 г. Луи Брелио посадил свой аэроплан на поле в графстве Кент после перелета через Ла-Манш, Селфридж в 2 часа ночи погрузил аэроплан на железнодорожную платформу, а в 10 часов утра уже выставил в витрине своего универмага. В этот день посмотреть на аэроплан пришли 50 тыс. человек. К 1928 г. Селфридж в два раза увеличил торговые площади, и универмаг стал таким, каким мы знаем его сегодня.
В 1920-х гг. произошел настоящий взрыв в области искусств и моды, затронул он и искусство оформления витрин, и снова первенство принадлежало Парижу. Многие парижские молодые художники, недовольные тем, что их холсты можно видеть только в домах богатых и знаменитых людей, решили продемонстрировать свое мастерство массам. И вскоре столичные городские пассажи заполнили темы, навеянные стилем ар-деко, а дизайнеры моды стали искать новые интересные площадки для показа своих творений.
Этому примеру последовали и нью-йоркские универмаги на Пятой авеню. В 1930-х гг. художник-сюрреалист Сальвадор Дали создал американский творческий критерий в области оформления витрин. Ему предложили оформить две витрины для универмага «Бонуит Теллер». Уличное искусство поднялось на новую ступень, когда Дали продемонстрировал свою композицию «Нарцисс», однако он забежал далеко вперед: его странные стилизации были убраны с витрин после поступления жалоб. И все же провал Дали не испугал будущих художников, выбравших карьеру оформителей витрин. Художник Энди Уорхол как раз начинал свою карьеру в универмагах Нью-Йорка, учась одновременно в колледже: Джаспер Джонс, Джеймс Розенквист и Роберт Раушенберг — все они в 1950-х гг. работали оформителями витрин.
Но не только крупные универмаги приняли новый стиль оформления витрин. По мере того как мода перемещалась из ателье кутюрье на улицы, продолжали развиваться социальные тенденции, модные дизайнеры во всем мире начали серьезно работать над своими витринами. Пьер Карден, Мэри Квант и Вивьен Вествуд стали теми немногими, кто указал вчерашней молодежи, к какому социальному слою она должна принадлежать. Оформление витрин великими модельерами домов мод вдохновляло молодежь.
Теренс Конран четко уловил смещение модных тенденций. В 1964 г. он создал универмаг, который в отличие от модных бутиков того времени торговал мебелью. Лондонский район Челси был в то время эпицентром стиля и молодежной культуры, и Конран быстро взял это на вооружение. Для его первого магазина были характерны побеленные стены — ощущение этого пространства стало откровением для домовладельцев. А скоро покупатели расширяющейся торговой империи Конрана узнали о светильниках на потолках, выложенных плиткой полах и кафе внутри магазинов. Сегодня магазины сети «Хабитат» («Habitat») присутствуют на главных британских улицах вместе с такими универмагами, как «Либертиз» («Libertys») и «Харви Николе», куда мы иногда забываем дорогу, направляясь в современные магазины; в Нью-Йорке аналогом таких универмагов является «Барниз» («Barneys»).
С развитием технологий в 1990-х гг. и появлением таких супербрендов, как «Гуччи» («Gucci») и «Прада» («Prada»), витринные выставочные комплексы эволюционировали в пропагандистские машины. Обладая поддержкой в виде солидных бюджетов, эти крупные бренды смогли проводить массовые маркетинговые кампании, для которых были характерны самые узнаваемые и желанные в мире лица и тела. В витринах модных универмагов манекены, годами элегантно демонстрировавшие одежду, стали неуместными, и их часто заменяли огромными глянцевыми фотографиями супермоделей, блистающих на подиуме. Пышные шоу из столиц мировой моды замелькали на экранах телевизоров, а продуманное использование освещения не только эффектно выделяло товары, но и помогало создавать нужную окружающую среду и театральный эффект.
Сегодня модный бренд должен иметь свой магазин, однако магазин и сам по себе может стать брендом, популяризирующим другие торговые марки, и идея заключается в том, что вместе эти бренды могут увеличить объем продаж. Это особенно очевидно для крупных универмагов, таких как «Селфриджез», «Прентан» и «Мейси». В любом случае, задача специалиста заключается в том, чтобы отправлять послания публике через витрины и используемые внутри магазинов технологии визуального мерчандайзинга.
В XXI веке новейшим вызовом превосходству традиционного магазина является Интернет. Покупка из дома не только более простая, но и более конкурентная в плане цены. Магазинам приходится прилагать больше усилий, чтобы убеждать покупателей возвращаться в них и тратить деньги, и тут ключевым средством привлечения и сохранения их внимания является визуальный мерчандайзинг. К счастью, походы по магазинам всегда являлись проявлением социальной активности, и присутствующие при этом чувства радости и возбуждения всегда будут составлять основу покупательского опыта. Намереваются ли покупатели сделать выгодную покупку, либо найти вещь, которую долго искали, либо повстречаться с друзьями во время похода по магазинам — в любом случае, задача продавца заключается еще и в том, чтобы у покупателей остались приятные впечатления. И этого легко можно достичь с помощью современного дизайна магазина, искусного обрамления витрины и тщательно продуманного визуального мерчандайзинга.
© Andersen house, 2011.